Желание жаловаться естественно для русского. Вероятно, такая разветвленная система органов по анализу жалоб и клеветы существует только в России. И почему они обращаются в суд именно в США? Будь с нами: соцстрахование, губернатор, прокурор, администрация президента. Вы можете подать жалобу в десяток учреждений одновременно! Но иногда о нарушениях действительно нужно сообщать.
Допустим, в отделении местного банка все настолько ужасно, что молчать невозможно. Они навязывают дополнительные услуги, злонамеренно взимают пеню и свободно управляют кредитной историей. Куда лучше жаловаться: в Роспотребнадзор или в ЦБ? Кто быстрее защитит права граждан? Можете ли вы нести ответственность за свою клевету? Скоро узнаем.
Что не так с банками: анализ ЦБ
Вы удивитесь, но Центробанк России уделяет обращению граждан пристальное внимание. За этот период 2021 года поступило 186,2 тыс. жалоб! Не спешите удивляться: год назад их было на 12,5% больше. На кого жалуются потребители и финансовые инвесторы»?
Какие меры принял центральный банк по отношению к банкам?
Самое интересное в этом отчете — результат. Составлено 130 протоколов об административных правонарушениях для кредитных организаций, 108 протоколов для МФО. И на страховщиков, собравших на десятки меньше жалоб: 682 протокола. Получается, что банки и МФО действуют почти добросовестно?
Роспотребнадзор и ЦБ: куда подавать жалобу?
Для определения юрисдикции необходимо знать суть обращения. Первая мысль: Роспотребнадзор должен позаботиться о некоторых явных нарушениях: холл не убран, пандус наклонен не в ту сторону. Действительно, департамент борется за права потребителей во всех сферах. Компетенция центрального банка не такая широкая, а полномочия более четко определены.
Жалоба в Роспотребнадзор подается в следующих случаях:
- нарушение прав потребителей;
- услуги подключения без согласия клиента;
- взимать комиссию за досрочное погашение кредита;
- перевод долга взыскателю без уведомления заемщика;
- назойливые звонки из банка.
Жалоба в ЦБ подается в следующих ситуациях:
- необоснованное списание денежных средств со счета;
- несогласие с условиями договора;
- неправомерный отказ в выдаче кредита;
- сбор комиссий и платежей, не предусмотренных договором;
- несогласие с информацией в кредитной истории;
- отказ в предоставлении информации;
- навязывание необязательного продукта для покупки — услуги брокера или менеджера, продажа страховки и т д.
Что указывать в жалобе?
Апелляция — это событие для заявителя и рутинная работа для должностного лица, которое будет проводить проверку.
Вот несколько советов, как написать жалобу:
- в начале укажите свои данные: ФИО, контактный телефон, адрес;
- излагайте только факты — гармонично и последовательно;
- избегайте оскорблений, клеветы, резких негативных оценок;
- укажите конкретные действия, которые должен предпринять руководитель.
Что будет с заявителем, если жалоба не подтвердится?
Отсутствует административная или уголовная ответственность за подачу апелляционной жалобы, необоснованный результат. Однако есть отдельные статьи за оскорбления, угрозы, клевету и другие противоправные действия. Поэтому обращение должно быть нейтральным, без персонализации.